Мощевик с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев

Фото: Анастасия Танасевская

В нашем храме находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев.

Жизнь древнейших лаврских подвижников воспета в «Патерике Печерском». Так издревле именуются сборники жизнеописаний и наставлений монашествующих подвижников определенной местности. «Патерик Печерский» является первым собственным патериком Руси.

Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 4

Столп огнезрачный и светоносное солнце,/ возсиявшее на горе Печерстей,/ великаго Антония со всем собором Богоносных отец/ приводим Тебе, Христе, в молитву,/ ихже ради молим,/ подаждь обители нашей благодать// и душам нашим велию милость.

Ин тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских,  глас 2

Егда снидосте во гробы/ и самех себе заключисте,/ тогда, страсти умертвивше плотския,/ спогребостеся Христу, Богоноснии,/ и диавольския в подземных разрушисте ограды.// Сего ради Ангели венцы с Небес вам подают.

Кондак Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 2

Лик постнический собрася умне,/ мысленныма зряще очима,/ приидите, людие, хвалами почтим,/ и, покланяющеся мощем их,/ любовныя принесем дары,/ тии бо суть к Богу ходатаи// и молитвенницы о душах наших.

Ин кондак Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 8

Отцы всечестнии, личе Богокрасный,/ чудес многих источницы, миро источающии,/ сокровища краснобогатная Господня, в земли сокровенная,/ не престайте, молим вы, о нас молитися ко Господу, да зовем вам:// радуйтеся, всему миру светильницы.

Величание Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Величаем вас,/ преподобнии отцы наши Печерстии,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа, Бога нашего.

Молитвы всем преподобным отцам Киево-Печерским

Молитва первая

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

Молитва вторая

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере свя­тей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

 

Житие преподобного отца нашего Агафона чудотворца
(5 марта)

 Прп. Агафон чудотворец

Преподобный Агафон, по имени своему (благой), имел и житие благое, исполненное многих добродетелей. Зная, что род человеческий лишился рая чрез снедь и невоздержание и что вновь входит в него постом, он отверг мирскую и суетную жизнь, и избрал жизнь постническую. Крепко подвизаясь против невидимых врагов, он победил все козни, все искушения и все их стрелы разженные: греховные вожделения плоти, нечистые желания сердца, мрачные и тревожные мысли, и приобрел спокойствие души, духовное просвещение ума и сердца, чистое созерцание духовного мира — Бога, Ангелов, будущего блаженства праведных, ясное познание истинного пути добродетелей, дар невозмутимой молитвы, целебные благодатные силы и дар пророчества. По словам древней надписи над его гробом, преподобный Агафон был совершенный угодник Божий, яко пророк будущая возвещая; яко врач, возложением рук своих немощные исцеляя; яко свят, в небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребывая. Провидев заранее кончину свою, он переселился ко Господу. Память его празднуется 20 февраля.

Житие преподобного Аммона затворника
(17 /4/ октября)
Преподобный Аммон, по благословению игумена, странствовал во Святую Афонскую Гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отцов. По возвращении своем он жил так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни. Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе. Затворившись в пещере, своими подвигами он попрал все вражии коварства. Преставившись душой ко Господу, обрел в Нем вечный покой, тело же его святое положено здесь в пещере. Память его 4 октября.
Житие преподобного отца нашего Арсения трудолюбивого
(21 /8/ мая)Преподобный Арсений назван трудолюбивым потому, что днем и ночью никто никогда не видел его в праздности. Он всегда что-нибудь делал: или молился, или послушание монастырское исполнял, и до захождения солнца никогда не употреблял пищи. За эти труды он в сей жизни получил дар чудотворения от Бога, по смерти же его душа обитает на небе со святыми, а тело его почивает нетленным в пещере. Память его празднуется 8 мая.
Житие преподобного отца нашего Афанасия затворника
(25 /2/ декабря)

Преподобный Афанасий затворник, желая не видеть суеты и прелести мира сего и в безмолвии угодить Богу, затворил себя в пещере, и там непрестанно пребывал в молитве. По многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу, его нетленное тело почивает в пещере и подает исцеление всем с верой к нему приходящим. Память его 2 декабря.

Житие преподобного отца нашего Ахилы диакона
(17 /4/ января)

 Преподобный отец наш Ахила диакон, возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергшись мира, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Приняв на себя ангельский образ, он проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников. Ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Зелие же употреблял он весьма редко, и то в малом количестве. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. За такую постническую жизнь Господь сподобил его вечного блаженства со святыми. Память его празднуется 4 января.

Житие преподобного Вениамина
(26 /13/ октября)

Преподобный Вениамин в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющия лжу,- и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь Бог погубит глаголющих лжу, то погубит и купцов ложных, а кто из купцов может сказать, что он никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он Евангельское слово: неудобь богатии в Царствие Божие внидут. Размышляя об этом изречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на благоустроение храмов Божиих. А сам присоединился к нищим в духе преподобным отцам Печерским, и, сделавшись иноком, угождал Господу Богу до конца своей жизни постом, молитвой, нищетой и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу, получив от Него венец и мзду вечной награды. Память его 13 октября.

 Св. отрок ГеронтийЖитие преподобных Леонтия и Геронтия канонархов Печерских
(1 /18 июня/ июля, 14 /1/ апреля)

Преподобные Леонтий и Геронтий были канонархами в великой церкви Печерской, и еще в отрочестве приняв иноческий образ, благоугождали Господу всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Память Леонтия 18 июня, Геронтия 1 апреля.

 

 Житие преподобного Григория чудотворцаЖитие преподобного Григория чудотворца
(21 /8/ января)

Преподобный Григорий чудотворец прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием — вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги он сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеление. Память его 8 января.

 

Преподобный Дионисий, священник и затворник
(26 /3/ октября)

Об этом святом отце упоминается кратко в Патерике Печерском, в сказании о чуде, бывшем в пещере на святую Пасху 1463 года, именно говорится следующее: при благочестивейшем Киевском князе, Симеоне Александровиче Олельковиче, и брате его, князе Михаиле, и при блаженном архимандрите Николае, управлял пещерой некто из братий священноинок Дионисий, называемый Щепа. Он вошел на Великий День святой Пасхи в пещеру преподобного Антония, чтобы покадить тела усопших святых. Придя на место, называемое общиной, или трапезой, и покадивши, он сказал: “Святые отцы и братие! Сегодня есть Великий День, Христос воскресе!” И тотчас отвечал ему от всех святых мощей голос, как гром: “Воистину воскресе!” После такого чуда блаженный Дионисий остальное время своей жизни провел в затворе и, угодив Богу совершенно, по смерти причтен Им к лику святых.

Память его 3 октября.

Преподобный Евфимий схимник
(2 /20 января/ февраля)

Преподобный Евфимий жил чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он бескровную жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и келии была в его устах. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, он не вкушал, а довольствовался одним зелием. И ныне пищей райской неоскудно наслаждается и с Ангелами немолчно славословит Бога и молится о нас. Память его 20 января.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая
(5 /23 мая/ июня)

Преподобная Евфросиния до крещения называлась Предиславой и была дочерью Святослава-Георгия Всеволодовича, князя Полоцкого, правнука святого равноапостольного князя Владимира. Сия княжна, по крещении своем, с юных лет посвятила себя изучению и познанию Священного Писания и писаний отеческих. Везде распространялись вести о ее премудрости и красоте. Но, умудренная свыше, она отвергла все блага мира, отдав себя, постригшись в монашество, на служение Богу. Евфросиния жила сперва при Софийской церкви в Полоцке, списывая священные книги и разделяя полученную за это мзду с нищими. Потом переселилась она близ Полоцка на сельцо, где соорудила каменную церковь и доныне существующую, и учредила женский монастырь, куда поступила в монашество и родная сестра ее Горислава, в инокинях Евдокия, а также одна двоюродная сестра и две племянницы. Потом соорудила другую каменную церковь Пресвятой Богородицы и основала при ней мужской монастырь, в который пожертвовала присланную ей от императора Константинопольского Мануила и Патриарха икону Пресвятой Богородицы, писанную евангелистом Лукой и находившуюся в Эфесе. Желая посетить святые места, Евфросиния с братом своим Давидом отправилась в Палестину и, поклонившись там Гробу Господню и прочим святыням, она молила Господа, да сподобит ее скончать дни свои в Иерусалиме. Господь услышал ее молитвы. Она переселилась в вечные обители святых 1170 года 23 мая и погребена в общежительном Иерусалимском монастыре преподобного Феодосия, в храме Пресвятой Богородицы. При завоевании Иерусалима Саладином нетленные мощи ее были перенесены в Киев и положены в пещере преподобного Феодосия.

Память ее совершается 23 мая.

Житие преподобного отца нашего Захарии постника
(6 /24 марта/ апреля)

В монастыре Печерском есть следующее сказание о Захарии, иноке Печерском. Во время игуменства блаженного Никона два мужа киевских, Сергий и Иоанн, однажды, молясь пред явленной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, увидели исходящий от нее великий свет и тотчас положили заключить между собой духовное братство. Иоанн пред смертью своей вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы серебро и золото он отдал Захарии, когда тот придет в совершенный возраст. Захария, достигши пятнадцатилетнего возраста, просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец, Иоанн, раздал все имение свое нищим, а ему не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или, по крайней мере, третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною ему отказал в этом. «Если ты не взял ничего из имения моего отца,- сказал юноша,- то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом». Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву. Он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А исходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему немилостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме». И все бывшие здесь пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота — вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и скончался в Печерском монастыре. Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария, по пострижении в монашество, положил себе за правило до смерти не есть ничего — ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно. Память его 24 марта.

Преподобный Зинон постник
(12 /30 января/ февраля)

Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими подвигами добродетельного иноческого жития — постом, молитвами, смирением, послушанием — благоугодил Богу и преставился душою на небо, а телом в пещере нетленно почивая, всем приходящим бывает скорый помощник ко спасению. Память его местно празднуется 30 января.

Житие преподобного отца нашего Игнатия, архимандрита Печерского
(2 /20 декабря/ января)

 Прп. Игнатий, арх. Печерский Преподобный Игнатий от юности соблюдал себя в чистоте и непорочности. Принявши на себя иноческий чин, святой своей жизнью, кротостью и любовью ко всем он обратил на себя взоры всех. Братия по монашеству так любила и уважала его, что единогласно избрала его настоятелем, руководителем и пастырем иночествующих в Печерской обители. Но святой Игнатий, будучи выше других саном, не ослабевал в подвигах монашеских. Напротив, он превосходил братию и добродетелями — постом, молитвой и смирением. Его усердные молитвы и священнослужения чудотворно действовали на других. Болящие исцелялись его молитвой и даже одним вкушением просфоры, на которой он священнодействовал. Велика сила добродетельной святой жизни! Велика сила благоговейных священнодействий и веры, с которою принимаются святые просфоры! Достигши старости, преподобный Игнатий отошел ко Господу. Память его 20 декабря.

Житие преподобного отца нашего Илариона схимника
(3 /21 октября/ ноября)

Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию великого князя Ярослава Владимировича и управлявший Русской Церковью, по одним сведениям до 1055 года, а по другим — 1067 года. И в каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей. Другие утверждают, что преподобный Иларион схимник есть тот самый монах Иларион, ниже по вся дни и нощи писаше книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, оному псалтырь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу. Доказательством этому, по-видимому, служит и сравнение предания об Иларионе схимнике, записанного в кратком жизнеописании, с тем, что говорится о монахе Иларионе в житии преподобного Феодосия. В кратком рукописном жизнеописании вот как говорится о нем: Преподобный Иларион схимник такового воздержания был, иже в тыждень раз только и то мало едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много день и нощъ с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу, и телом зостает в пещере, а духом в небе, и молит Господа Бога за всех, которые кланяются мощем его святым. В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Говорят также, что в святцах XIII и XIV веков нет имени митрополита Илариона. Но предание о сожитии Илариона схимника с преподобным Феодосием, очевидно, взято из жития преподобного Феодосия, а заимствовавшие это сказание могли не знать, что Иларион схимник был митрополитом. Они могли не знать, что митрополит Иларион погребен в Печерском древнем монастыре, или, что все равно, в Дальних пещерах, могли не знать, что он был свят и чудотворец предивен, а знали только мощи святого чудотворца Илариона, которые от древних времен чтились и хранились. В древних святцах имени митрополита Илариона не было потому, почему не было и других имен преподобных отцов Дальних пещер. Их имена доселе не помещены в святцах. Они чтились местно. И святые мощи преподобного Ефрема, епископа Переяславского, долгое время считались святыми мощами просто преподобного Ефрема. То же самое было и со святыми мощами Михаила, первого митрополита Киевского. Будучи перенесены из Десятинной церкви в Антониеву пещеру в 1103 году, они оставались там в неизвестности до 1730 года, когда они были перенесены в большую Лаврскую церковь. В древности все святители погребались по чину монашескому, часто они принимали на себя схиму, и потому удобно имена их могли быть смешиваемы с именами других святых иноков, не имевших епископского сана. Митрополит Иларион принял монашество от преподобного Антония, как сказано в его житии (Житие преподобного Антония. Киев, 1825 г.), и, если он скончался в 1067 году, приняв на себя схиму, то мог быть сожителем преподобного Феодосия, который до кончины Антония, или до 1073 года был строителем ветхого Печерского монастыря, или нынешних Дальних пещер. Митрополит Иларион мог отказаться от управления паствой прежде своей кончины, чтобы остальные свои дни жизни провести в иноческих подвигах там, куда он удалялся на молитву, когда был еще священником села Берестово, и где он принял монашество — в Дальних пещерах. Потому представляется вероятным мнение, что святые мощи преподобного Илариона схимника суть действительно мощи святого митрополита Илариона. Память его 21 октября.

Преподобный Иосиф многоболезненный
( 27 /4/ апреля)

Преподобный Иосиф, много лет находясь в болезни, обещал до смерти служить в Печерском монастыре, если Господь Бог дарует ему исцеление. Господь услышал его молитву и даровал ему здравие. Посему, придя в Печерский монастырь, он принял на себя иноческий образ и до смерти усердно подвизался и угождал Богу постом, молитвой, и братии служил своим послушанием.

Память его 4 апреля.

просмотров (1707)

2 ответа на “Мощевик с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев

  1. С Великим Спасительным Постом Вас!
    Когда подходишь к мощевику с одной вложенной святой частицей или 2-3, понятно как помолиться и кого попросить о помощи. Но вот когда подхожу к мощевику с многими частицами да еще соборны ми ( например: оптинских старцев, пустынников, многих святых….) как обращаться с молитвой в данном случае? Стоит 3 ковчега с мощами очень многих Святых, а за спиной длинный хвост очереди на поклонение. Прикладываешься с мыслями что надо сказать …… Отходишь от святыни, а в душе пустота и чувство неудовлетворенности…. . Как быть в этом случае? Какой молитвой молиться?
    Очень надеюсь на вашу помощь. Божией Вам помощи и благословения! Сестра во Христе Вера.
    Простите ради Христа если что то написала не так.

    • Чтобы Вас не смущала очередь, стоящая позади Вас, лучше всего помолиться в сторонке, а затем стать в очередь к мощам. Если это бывает в тех редких случаях, когда привозят особо значимые святыни, и очередь растягивается на километры, то времени более чем достаточно помолиться и своими словами, и даже почитать акафист. Во всех остальных случаях, когда очередь не так уж продолжительна, можно спокойно помолиться отдельно в сторонке. Если Вы не знаете о чем помолиться и что попросить, советую Вам просто поблагодарить Бога и его угодников. Мы всегда стремимся просить что-либо и очень редко благодарим. Поводов для благодарности у нас с Вами гораздо больше нежели причин для прошений. И в этот момент, когда мы оказываемся в некоем замешательстве, лучше всего сказать Богу БЛАГОДАРЮ. А в чем мы имеем нужду, Господь знает и без наших просьб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.