День второй. Маршрут: Уранополи – Пристань Дафни – Карея – Скит Апостола Андрея Первозванного – монастырь Кутлумуш.

 

День второй.

Маршрут: Уранополи – Пристань Дафни – Карея – Скит Апостола Андрея Первозванного – монастырь Кутлумуш.

Второй день нашего путешествия предусматривал в достаточной степени напряженный график: предстояло преодолеть значительные трудности пути по суше и по морю. А также, как оказалось в последующем, возникла необходимость преодоления некоторых бюрократических барьеров. Но, как справедливо заявлял о преодолении трудностей и тягот пути Вячеслав Пшеничников, — «Христово Воинство идет ко Христу».

Опытные паломники даже шутят на этот счет: для того чтобы попасть на Афон надо преодолеть свое количество мирских искушений. При этом, даже форма общественного уклада и государственного управления в этом месте подчинена праведности и служению Богу.

Святой Афон — единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей, с исключительно мужским населением. Она находится на территории третьего «пальца» Халкидик, на 80 с лишним километров вдающегося в море.

Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

Невозможно описать Святой Афон привычными категориями… Представьте себе самую прекрасную природу, одновременно горную, равнинную и приморскую. Представьте самую богатую сокровищницу византийского наследия, поражающую не только специалистов. Представьте место настолько намоленное и святое, что все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь – ясной и легкой. Представьте – и обязательно постарайтесь увидеть его.

Для посещения Святого Афона мужчины могут получить специальное разрешение – «диамонитирион», женщины же, ввиду существующего издревле запрета, могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова.

Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова, на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.

Как уже было упомянуто выше, для того, чтобы попасть на территорию Монашеской Республики необходимо прохождение специальной процедуры: получение особого индивидуального разрешения – «Диамонитриона».

Этот документ на посещение Святой Горы Афон, обязателен для всех гостей.

Получить диамонитирион может мужчина любого вероисповедания. Для этого необходимо заранее обратиться с просьбой о посещении Афона в Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в Салониках либо в один из афонских монастырей и получить положительный ответ. Сам документ выдаётся в специальном офисе паломнической службы в Уранополисе, обычно утром непосредственно перед отплытием на Афон. При получении необходимо предъявить паспорт и здесь же уплатить специальную пошлину (она составляет 25 евро).

Диамонитирионы бывают двух видов:

·                 общее разрешение (геникон диамонитирион) — выдается Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в Салониках и даёт право пребывания на Афоне в течение 4-х дней и ночевки в любом монастыре; при необходимости его можно продлить на самом полуострове, в Карее

·                 индивидуальное разрешение (греч. ειδικον διαμονητήριον, идикон диамонитирион) — выдаётся самим монастырем на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, означенном в приглашении (впрочем, как правило, паломник с таким разрешением может беспрепятственно переночевать и в любом другом монастыре)

Диамонитирионы священников отличаются от диамонитирионов мирян. Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное письменное разрешение от Константинопольской Патриархии.

Диамонитирион выдается только мужчинам по причине действия аватона, запрещающего вход на полуостров не только женщинам, но и животным женского пола (ст. 186 Устава). Нарушение запрета карается тюремным заключением от 2 месяцев до года.

Следует отметить, что в период посещения Монашеской Республики паломник должен соблюдать целый ряд специальных требований, которое раздается каждому паломнику в паломнической службы.

Вот эти простые правила:

Дорогие паломники Святой Горы Афон!

Добро Пожаловать в это Священное Место — место молитвы, безмолвия, покаяния, монашеского подвига и непрекращающегося служения Триединому Богу.

В продолжение Вашего пребывания здесь, — в Саду Пресвятой Богородицы,- Вам будет необходимо придерживаться следующих правил:

1.                   Ваша одежда и, в общем, как и поведение должны быть благопристойными, как это соответствует священному этому месту.

2.                   Ваши мобильные телефоны должны быть отключены в Храме, при Трапезе и внутри ограды Священных Монастырей или других Священных Учреждений (т.е. Монастырей, Скитов, Келий).

3.                   Без разрешения не заходите в другие здания и места, кроме тех мест, где это разрешено правилами гостеприимства.

4.                   В Храме и на Трапезе Ваше соучастие должно быть безмолвным и бесшумным, а так же Вы должны соблюдать распорядок и особые правила каждого Священного Учреждения.

5.                   Запрещается использование аппаратов телевидения, радио и музыкального воспроизведения.

6.                   Курение, в общем, не разрешено.

7.                   Будьте особо внимательнны во избежании причин вызывающих пожары. Строго запрещается разбивка лагеря под открытым небом.

8.                   Запрещается охота и ввоз оружия и собак.

9.                   Строго запрещается съемка (кинематографическая и видео). Соответствующая аппаратура и материал изымаются органами правопорядка.

10.                Запрещается фотографирование монахов и внутренних мест без получения на то предварительного разрешения.

11.                Время Вашего пребывания — четыре дня, а в каждом Священном Учреждении — один день во избежание недоразумений позаботьтесь предварительно договориться о Вашем приёме с тем Священным Учреждением, в котором Вы хотели бы остановиться.

12.                Если Вы являетесь владельцем Особого Диамонитирия, то есть приглашены в какое — нибудь конкретное Священное Учреждение, не требуйте, чтобы Вас приняли в другом Священном Учреждении, потому что это является нарушением правил приёма на Святой Горе.

Пресвятая Богородица да благословит Ваше паломничество и весь последующий путь Вашей жизни.

Смотрители Священного Кинота Святой Горы Афон

 

За долгие годы паломничества, монахами Афона выработан целый перечень рекомендаций и полезных советов для посещения Святогорья.

Полезные советы паломнику

Погода на Афоне

С точки зрения погоды лучшее время поездки на Афон – с конца сентября до начала ноября.

Лето на Афоне жаркое. Днем столбик термометра часто поднимается до +40 С, ночью часто не опускается ниже +25 С.

Зима в Афоне в разные годы разная: в декабре бывает + 5 С, но может быть и – 2 С. Часто идет дождь, иногда со снегом. Ветрено. На море не редкость сильные шторма, и потому отменяется навигация. Как говорилось выше, часто случалось, что паломники оказывались «запертыми» на Афоне на несколько дней и не имели возможности вернуться в Уранополис.

Время на Афоне

Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.

Богослужение на Афоне

Афон, также как и Русская Православная Церковь, живет по юлианскому календарю.

Каждый монастырь ежедневно пребывает в ритме традиционного суточного круга богослужений, состоящего из девяти служб. Это есть основа монастырской жизни. И только приветствуется, если паломник будет участвовать в монастырских службах наравне с монахами, хотя это и нелегко для мирянина.

Если паломник приехал в некий монастырь как турист и не участвует в богослужениях, никто его принуждать к тому не будет. Однако это не останется без внимания. И — кто знает — в следующий раз этот паломник может получить отказ в разрешении посетить монастырь.

Что взять с собой на Афон

Фонарик. Паломнику обязательно понадобится карманный фонарик. На Афоне нет постоянного электроснабжения. В большинстве монастырей электроэнергию, получаемую от солнечных батарей, отключают с заходом солнца. Кроме того, может случиться, что сумерки вас застигнут в дороге.

Карта Афона. Паломнику может пригодиться карта Афона, особенно если он намерен пешком ходить из монастыря в монастырь. Карту можно купить заранее в одном из многочисленных киосков в Уранополисе. Кроме того, будет полезной схема расстояний между монастырями, представленная на нашем сайте.

Перочинный нож. В пешем путешествии по Святой горе может пригодиться перочинный нож.

Мобильный телефон. Возьмите с собой мобильный телефон и афонский телефонный справочник (скопируйте его из данного путеводителя).

Одежда. Летом вам будет нужна легкая одежда. Обувь – легкие сандалии. В летние месяцы здесь нередка 40-градусная жара.

Внимание: шорты на Афоне запрещены; на богослужение в церковь можно заходить в рубашках только с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается рубашка с короткими рукавами. Если планируете долгие пешие переходы, вам пригодится головной убор для защиты от солнца, темные очки, мазь или спрей от комаров.

Зимой вам пригодится теплая одежда, непромокаемая и непродуваемая куртка, теплые ботинки, шерстяной головной убор.

Лекарства. Вам может пригодиться аптечка с небольшим набором основных лекарств, которые люди обычно берут в дорогу. Не забудьте пластырь, бинт и йод.

Фотоаппарат. Вы пожалеете, если не возьмете с собой фотоаппарат. Только помните, не во всех монастырях благословляется фотосъемка.

Пешие переходы по Афону

Первый совет: не берите с собой много вещей, если собираетесь ходить пешком по Святой горе. Ходите налегке. Возьмите только самое необходимое. Для этого хорош небольшой рюкзак. Летом не забудьте взять в дорогу большую пластиковую бутылку воды.

Рекомендуем не ходить по Афону в одиночку. Лучше, если вашим спутником будет местный монах или паломник, который много раз был на Афоне. Только те паломники, которые многократно бывали на Афоне и знают местные обычаи, дороги и тропинки, месторасположение монастырей, скитов и келий, могут отправляться в путь без спутников. Новички, не зная ни афонских дорог, ни афонских правил и обычаев, рискуют попасть в трудные ситуации: либо им отказывают в ночлеге, либо они остаются голодными до утра, либо блуждают по запутанным афонским тропам.

Помните, что почти все монастыри традиционно закрывают свои ворота вечером, каждый в свое время, но в среднем около 18.00. Поэтому паломник, пришедший в монастырь позже этого срока, рискует остаться на улице.

Схема расстояний между монастырями Афона (источник: Официальный сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество»):

 

Монастырская трапеза

Не берите на Афон никой еды, кроме того случая, когда вы собираетесь совершить восхождение на вершину Афона (см. ниже).

В любом монастыре вас не оставят голодным. Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами. В отдельных случаях, если паломники пришли в монастырь после трапезы, их могут накормить отдельно.

Монастырская еда довольно проста. В русском монастыре, например, на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник — красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы.

Во всех монастырях две трапезы в день – после литургии и после вечерни. В постные дни, а также во время длинных постов во всех монастырях только одна трапеза в день.

Опасности на Афоне

Совершая пешие переходу по Афону, будьте внимательны. Здесь есть ядовитые змеи и скорпионы. Но увидев змею или скорпиона, не торопитесь убить их. Монахи не благословляют убивать какую бы то ни было живность на Афоне.

На Афоне запрещено ночевать на открытом воздухе. Это опасно. До сумерек постарайтесь добраться до предполагаемого места ночлега.

Есть опасности и другого рода. В южной части Афона находится место, известное под названием Карули, что в переводе с греческого означает «цепи». Это скалистое, весьма аскетическое место, где с незапамятных времен селятся монахи-отшельники. Многие кельи здесь представляют собой пещеры в отвесных скалах. Добраться сюда весьма непросто, значительную часть пути приходится идти вдоль почти отвесной скалы, по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи (отсюда и название), на высоте более ста метров над морем. Прежде чем паломник ступит на эту тропу, он увидит табличку с предупреждением о том, что за его безопасность никто ответственности не несет. Здесь были несчастные случаи.

Если собираетесь на вершину Афона

Лучшее время восхождения на вершину Афона – вторая половина сентября и октябрь. В это время тепло, но не жарко, и на вершине еще не холодно. Не рекомедуется совершать восхождение зимой. Лучше всего предпринять поход в сопровождении местных монахов или по крайней мере тех, кто уже был на вершине. Вам следует взять с собой прочные горные ботинки, теплую непродуваемую куртку, свитер, спальный мешок (если идете осенью или весной, то спальник должен быть рассчитан на температуру до – 10 С), пористую подстилку под спальник, консервы на два дня, спички, нож, фонарь с запасом батареек. Как правило, на пути к вершине паломники останавливаются на ночлег в церквушке, известной под названием «Панагиа», которая находится в 2 км от вершины.

Деньги

Все услуги на Афоне – транспорт и прочее — оплачиваются в евро. Приобретать в монастырских лавках можно тоже только за евро. Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования монастырям – по желанию паломника.

 

В этом месте представляется своевременным особо упомянуть порядок получения разрешения нашей группой.

По прибытии в паломническую службу Уранополи, мы с удивлением обнаружили, что диамонитирион зарезервирован только пятерым из нас. Учитывая, что численность группы была более чем в два раза больше, нам пришлось испытать немало острых ощущений и вспомнитьвсе незатейливые комбинации английских слов в общении с сотрудниками Паломнической службы до момента, когда были получены последние разрешения и группа в полном объеме смогла выдвинуться в порт.

И, опять же следуя устоявшейся традиции, совершенно непостижимым и необыкновенным образом преодолевались трудности, связанные с языковым барьером и стеной бюрократического непонимания.

Пропустив по вышеуказанной причине отход парома на Афон, вынужденной мерой стала покупка билетов на скоростной катер (местные жители величают это средство передвижения не иначе как «спидбот» — скоростная лодка), который ежечасно совершает маршрутное плавание из порта города Уранополи в порт Дафни (главную морскую гавань Святогорья).

Хотелось бы особо отметить, что святость и благодать Афона стали явно ощущаться уже в процессе следования к порту назначения, когда одна за другой, как будто из ниоткуда, на берегу возникали величественные обители Святогорья, либо местами, то здесь то там, показывались монашеские скиты.

Все это притягивало своей естественностью и первозданной красотой. Особенно поразило великолепие Свято-Пантелеймонова монастыря, места, в котором нам предстояло в последствии совершить последнюю остановку перед отправлением на «большую» землю.

Но до этого момента были четыре дня духовного единения со святынями Монашеской Республики.

Порт Дафни встретил нас группами паломников, одни из которых готовились к отплытию, а другие, наоборот, предвкушали следование по Святой Земле Удела Пресвятой Богородицы.

Сразу по прибытии было принято коллективное решение проследовать в столицу Монашеской Республики – город Карея. Для этого прямо в порту был арендован микроавтобус (и на Святой Горе есть плоды цивилизации), водитель которого с мастерством, присущим лучшим представителям данного вида деятельности, начал преодолевать составленную из серпантинов дорогу.

Карея, как и Афон в целом, встретила нас приятной погодой и красивыми видами природы, которая, казалось, сохранила свое первозданное величие.

Карея — Монашеский городок и место заседания Священного Кинота, находится в центре Афона и является его столицей. Здесь построены подворья (конаки) девятнадцати монастырей, в которых живут антипросопы и епистаты, заседающие в Киноте. Только один монастырь — Кутлумуш, ввиду непосредственной близости от Кареи, не имеет своего подворья.

Помимо подворий в Карее имеются кельи, зависящие от монастырей и населенные монахами-собственниками. Монахи занимаются ремеслами и изготавливают для продажи различные предметы.

В начале XX века число келий в Карее достигало 120, а население — 700 человек. Здесь располагается и турецкий каймакам (управляющий), с подведомственной ему полицией. В настоящее время в Карее имеются 82 кельи, в которых проживают греки, русские, болгары, сербы и румыны.

Соборный храм Кареи — Успения Богоматери — расписан в XIV веке знаменитым иконописцем македонской школы живописи Мануилом Панселином. Он украшен также потрясающими иконами XVI века, выполненными представителями критской школы иконописи.

По прибытии в Карею, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, наша группа проследовала в Специализированный паломнический центр, который для паломников из России, Украины и Беларусь организовал Отец Иосиф.

Труд этого человека заслуживает особого упоминания. Не зная устали и вкладывая душу во все, к чему прикасается, он с легкостью помогает разрешать самые сложные ситуации, возникающие у путников. Вот и нам посчастливилось остаться в гостях у Отца Иосифа на одну ночь. К тому же его содействие в организации маршрута следования по Святогорью стало ключевым слагаемым общего благостного состояния от паломнической поездки. Воистину, мир  добрых людей.

Уставшие и проголодавшиеся с дороги мы посетили свою первую Трапезу, которая состоялась в Паломническом центре. Кстати строительством занимается славянское братство, что наглядно демонстрирует отсутствие духовных границ между нашими народами.

 

Совершенно  не ощущая усталости от переезда, что является спецификой Святогорья, было решено посетить Скит Андрея Первозванного, основанный и долгое время принадлежащей русской общине Афона.

СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ

В живописной местности в районе Кареи, где сегодня возвышается Скит Святого Андрея, уже в первые годы существования святогорского монашества появились иноческие обители.

Так, в келье, расположенной немного выше Скита, духовный родоначальник всех святогорцев преподобный Афанасий положил начало своей афонской монашеской жизни, а на месте его существовала упоминаемая с Х века обитель (монидрия) «Ксистры» или «Ксесту».

Известная история этого места начинается с прибытием в конце ХVII века ктитора, святого Афанасия Пателария.

Святитель Афанасий III патриарх Константинопольский рано ушел с патриаршего престола из-за волнений и бедствий того периода. Находясь в сане митрополита Солунского и часто посещая Святую Гору он приобрел здесь древнюю монидрию и построил на ее месте келью с храмом в честь святого Антония, надеясь провести в ней остаток своей жизни. Однако окончить земной путь ему суждено было в России. Он скончался в Лубенском Преображенском монастыре в 1654 году. Он был погребен в сидячем положении, и его святые мощи были обретены в неизменном виде. С тех пор, прославленный в лике Святых, он известен в России как Святой Афанасий Лубенский Сидячий, патриарх Константинопольский. В настоящее время его мощи находятся в г. Харькове.

С того времени келья, и впоследствии воздвигнутый Скит, торжественно празднует память преподобного Антония Великого (17 января по старому стилю). Престольный праздник в честь Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю) добавился позже.

В 1768 году другой бывший Вселенский патриарх Серафим II разрушил келью и построил на ее месте новую в честь Святого Антония и Святого Андрея. Эта келья была прозвана «Серай», что означает по-турецки «дворец», так как в то время она была самой большой и красивой в Карее. Это наименование сохранилось затем и за Скитом. От кельи остался сегодня только храм, расположенный напротив Андреевского собора.

В 1841 году эту келью приобрели два русских монаха — старцы Виссарион и Варсанофий — от монастыря Ватопеда, которому она принадлежала (и до сих пор подчиняется Скит). В 1849 году по их ходатайству, согласно грамоте патриарха Константинопольского Анфима VI, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого стал иеромонах Виссарион.

С этого момента началось быстрое увеличение численности братии и постройка новых зданий. В центре новосозданного Скита был воздвигнут величественный Соборный храм в честь Святого Андрея (заложен в 1867 и освящен в 1900 году), где хранится лобная кость Апостола.

Период расцвета продолжался недолго. Первая Мировая война и революция в России привели к тяжелым последствиям. Было прервано сообщение Скита с Россией; из Советского Союза приход новых послушников был невозможен. Количество братии быстро уменьшалось. В 1958 году пожар разрушил западную часть зданий Скита. В 1971 году умер последний монах старой братии отец Сампсон.

В 1992 году в Скиту поселилась грекоязычная братия, и в 2001 году прибавились новые монахи.

В настоящее время дикеем Скита является проигумен Ефрем.

Святыни. В обители хранится чудотворная икона Божьей Матери в Скорбях и Печалях Утешение.

Главная реликвия скита — драгоценный ковчег с лобной частью главы Св. Апостола Андрея.

 

13/12 (30/11) — Св. Апостол Андрей Первозванный — престольный праздник.

Кроме соборного храма в скиту находятся 16 храмов и часовен.

 

Надо отметить, что во время пребывания в Свято-Андреевском Скиту наша группа получила уникальную возможность приложиться к Святым мощам Апостола Андрея Первозванного. Отец Илья помолился о прихожанах Богоявленского храма в селе Жаворонки.

После Свято-Андреевского Скита, наша паломническая группа посетила Храм Успения Пресвятой Богородицы в Кареи и приняла участие в торжественном богослужении, приуроченном к встрече Иконы Божией Матери «Достойно есть».

 

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе  – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному ? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего пять раз покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй ? в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне. Последнее путешествие Иконы совершено в 2012 году. При этом в процедуре встречи принимала участие наша паломническая группа.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 11 июня по христианскому летоисчислению – в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость.

На этом фоне нельзя не отметить, одно примечательное событие, по приглашению отца Паисия, служителя Успенского Храма Кареи, наша паломническая группа посетила его смиренную келию, где приложилась к мощам Святого Харлампия, Космы Бессребренника и святого великомученика Пантелеймона.

 

Затем по тропе, петляющей по оврагам Кареи, наше Христово воинство проследовало в Монастырь Кутлумуш.

 

МОНАСТЫРЬ КУТЛУМУШ

Монастырь построен на склоне утопающей в зелени горы, недалеко от центра Афона — Карьес. Он освящен в честь Преображения Господня и отмечает свой престольный праздник 6 августа по Юлианскому календарю. Этимология названия монастыря до сих пор неизвестна. Большинство исследователей считает, что он основан в XIII веке Кутлумушем — турком, принявшим христианство.

Период благосостояния монастыря приходится на XIV век. Игумен обители Харитон, весьма заботившийся о монастыре, неоднократно посещал дунайские княжества, где ему удалось собрать значительные материальные средства. Большую помощь монастырю оказал воевода, правитель Угро-Влахии Иоанн Владислав, справедливо считающийся одним из его ктиторов. К XIV веку относится появление в Кутлумуше румынских монахов.

Упадок монастыря начался с середины XV века и завершился сильным пожаром в 1497 году. Помощь, оказанная Кутлумушу господарями дунайских княжеств, оказалась недостаточной, особенно после очередного пожара в 1767 году. В конце XVIII века, после своей отставки, в монастыре поселился александрийский патриарх Матвей III и завещал ему все свое состояние.

В 1856 году решением константинопольского патриарха монастырь, после многовековой идиоритмической жизни, возвращается к киновиальной. Очередной пожар в 1870 году, к счастью, не повредил Соборный храм Преображения Господня, библиотеку и церковную утварь монастыря.

Помимо собора на территории монастыря находится много маленьких храмов и часовен, в том числе, в честь Матери Божией, Св. Наталии, Св. Косьмы и Дамиана, Всех Святых, Св. Спиридона, Св. Иоанна Крестителя и святых Архангелов. Есть еще три храма за территорией обители: Св. Трифона, Святителя Николая и Св. Архангелов. Кутлумушу принадлежат также восемнадцать келий, три домика отшельников и греческий скит Св. великомученика Пантелеимона, основанный в 1785 году иноком Хоралампием. Скит представляет собой двадцать разбросанных в лесу калив. В общей сложности в разных частях Кутлумушской обители подвизается около семидесяти братий.

Библиотека находится рядом с ризницей и включает в себя 3500 книг и 662 рукописи, из которых 100 — на пергаменте.

В монастыре хранятся святыни: рука мученика Евстратия; часть правой ноги святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; часть левой ноги и руки мученика Кирика; перст великомученицы Марины; часть ноги великомученика Евстафия Плакиды; глава преподобного Алипия Столпника; рука и часть челюсти священномученика Харалампия; частица Животворящего Древа Креста Господня; левая рука Святителя Григория Богослова.

 

 

Игуменом монастыря является Архимандрит Христодул.

Телефон: (30-23770) 23 226;

Факс: (30-23770) 23 731.

До монастыря можно дойти от Кареи за десять минут.

 

Все обозначенные события уместились только лишь в первый день пребывания на Святой Горе. При этом, не покидало ощущение путешествия во времени и пространстве, совершенное к истокам христианской православной веры.

Прекрасным окончанием дня стал великолепный теплый вечер, проведенный в Паломническом центре Отца Иосифа.

В этот момент в душе господствовало ощущение бесконечной благодати, которую дополняли  бесконечные небесные тела, бесконечной россыпью висящие над Святогорьем. И каждый миг, когда вдруг мелькали над Афоном падающие звезды, в сознании крепло ощущение истинного божественного присутствия в этом месте.

просмотров (1832)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.