День третий. Маршрут: Иверский монастырь – Ставроникита – Скит Пророка Илии – Пантократор — Ватопед

 

День третий. 

Маршрут: Иверский монастырь – Ставроникита – Скит Пророка Илии – Пантократор — Ватопед

Нельзя не отметить, что особая святость чувствуется на Афоне повсеместно. Особый дух этого места сопутствует всем, кто как впервые посещает это место, так и неоднократно прибывал в Святогорье.

Как уже неоднократно было в нашей поездке, сложности чудесным образом преодолевались. Не желая задерживаться на одном месте, с Отцом Иосифом была достигнута договоренность об использовании микроавтобуса для посещения обителей Афона. Маршрут предполагал следование к знаменитой в России обители Ватопед с посещением по пути  Иверского монастытря, монастыря Ставроникита, скита Пророка Илии и монастыря Пантократор.

Следует отметить, что инфраструктура Святогорья весьма аскетична, что соответствует духу этого места в целом. Так, например, бетонное дорожное покрытие существует только в Карее, в остальном же, дороги представляют собой песчано-гравийные тропы, шириной в полтора автомобиля. Поэтому, уместно сказать, что местные водители проявляют незаурядное мастерство «пилотирования» своих транспортных средств. К слову, транспорт Афона весьма скудный: несколько микроавтобусов, грузовиков и ослики.

Вместе с тем, находясь на Афоне нельзя не посетить утренние богослужения, которые совершаются в святых обителях Святогорья. Вот и нами был выбран Иверский монастырь, знаменитый на весь православный мир Иверской иконой Божией Матери.

Путь предполагал ночной переход из Кареи непосрдественно к пристани  монастыря. Иверон находится в полуторачасовом пути пешком от столицы Монашеской Республики. Сложно описать ту благодать, которая ощутимо сопутствовала на протяжении всего пути следования в монастырь. Казалось, что от момента выхода из Кареи до момента появления в лунном свете величественного силуэта башни пристани Иверон  прошло всего несколько минут при этом  усталость совершенно не ощущалась. Кстати, именно в этот момент особенно пригодились карманные фонарики, которые были заблаговременно приготовлены к поездке. И тут нельзя не вспомнить одно событие. Когда ранним утром нам удалось добраться до ворот обители Иверон, возникла сложность: попасть внутрь монастыря не представилось возможным – поскольку тяжелые входные ворота были наглухо закрыты. По совету братии отца Иосифа мы стали искать малую дверь для входа, однако и та оказалась заперта. После этих приключений понадобилось время для того чтобы перевести дух. И тут произошло неожиданное. Вячеслав, который всю дорогу пребывал в небывалом воодушевлении перед посещением Иверона, перекрестившись толкнул массивную монастырскую дверь и та – отворилась!

Верно говорят – истинная вера способна двигать любые препятствия!

Иверон, Иверский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на Афоне. Расположен в полутора часах ходьбы от Кареи. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море, на том месте, где святой император Константин Великий в четвертом веке воздвиг храм. Многие верят, что этот монастырь имеет особое предназначение и будет играть центральную роль в жизни афонских иноков в последние времена.

Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в 972 году на месте древней лавры, называвшейся Клементос. Лавра, по-видимому, стояла на месте какой-то очень древней культовой постройки, так как алтарная часть храма покоится на каменном монолите, какие в дохристианские времена клали в основание языческих храмов. Согласно иверийским (грузинским) источникам, после разрушения арабскими пиратами монастырь был восстановлен в десятом веке Иоанном Иверийским или Иоанном Торникиосом.

С момента своего основания монастырь назывался всегда Иверон (принадлежащий иверийцам), но указом Патриарха от 1357 года он был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью. В последующие века Иверон сильно пострадал от набегов, как и весь полуостров. Он несколько раз восстанавливался на средства, подаренные правителями Византии, Сербии, Грузии и России. В последний раз его восстанавливали в 1865 году, когда после пожара от него осталось лишь пепелище.

На протяжении всей своей долгой истории монастырь был мощным духовным центром с сильным влиянием грузинской монашеской практики и традиции. Последний грузин умер здесь в 1955 году, после чего монастырь стал исключительно греческим.

 

Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине XI века. В шестнадцатом веке его реставрировали. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, возможно, является Феофан Критский. В соборе еще имеется шестнадцать маленьких часовенок и рака с мощами ста пятидесяти святых, в том числе апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого и Иоанна Златоуста и прочих святых. Притвор собора украшен фресками с изображением дохристианских греческих философов, также как и трапезная Великой Лавры. Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна предтечи и Богоматери «Вратарница», в которой пребывает одноименная чудотворная икона (называемая еще «Иверская»).

 

Иверский монастырь является обладателем одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотеки, в которой хранятся 12000 старинных рукописей. Среди них есть Евангелие восьмого века, написанное на пергаменте.

Помимо одиннадцати кафисм, двадцати шести келий и множества подворий, Иверскому монастырю принадлежит так же скит святого Иоанна Предтечи, расположенный в получасе ходьбы на запад от монастыря. Скит был основан в 1730 году. Он состоит из восьми калив и живет в нем сейчас всего несколько монахов.

Главным сокровищем монастыря, несомненно, является икона Богородицы «Портаитисса» (Вратарница). Она чудесным образом приплыла в Иверский монастырь по морю и афонские иноки верят, что в последние времена она покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею)

Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

 

Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести её на сушу, но она отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому святая икона называется также Портаитиссою (Вратарницею). Икона и по сей день хранится на Афоне.

 

Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

 

 

После посещения Иверона, наш маршрут лежал с юга на север полуострова и предполагал посещение следующего монастыря – как бы нависающей над морем обители  Ставроникита.

 

От Иверона до Ставроникиты путь очень недолгий – около 5 километров, и, тем не менее, есть время насладиться прекрасными видами Святогорья, которые открываются по дороге.

Существуют разные предания, связанные с возникновением этого монастыря, причем ни одно из них не считается бесспорным. Историки сходятся лишь в том, что с самых ранних времен здесь стояла келия. По мнению некоторых исследователей, основателем монастыря были двое монахов — иноки Ставрос и Никита, жившие в этих местах.

Другие полагают, что монастырь создан трудами придворного Императоратора Иоанна Цимисхеса по имени Никифор Ставроникита. Третье предание повествует об иноке Никите, чьим занятием было изготовление деревянных крестов. Слово Ставроникита состоит из двух частей «крест» (по-гречески ставрос) и православного имени Никита. Из указа, подписанного Протом Никифором в 1012 году явствует, что этот монастырь, первоначально освященный в честь святого Иоанна Предтечи, а в последствии в честь Пресвятой Богородицы, к тому времени существовал как обитель со своим уставом и традициями.

 

 

После латинской оккупации 1214 — 1261 годов и бесчисленных пиратских набегов обитель некоторое время пустовала, а в дальнейшем ее присоединил к себе сначала Кутлумушский, а потом Филофейский монастырь. В 1533 году разрушенный монастырь Ставроникита был продан в качестве большого скита игумену монастыря Гиромериос в Феспротии Григорию. При Григории Ставроникита снова получил статус монастыря: Григорий и Патриарх Константинопольский Иеремия I прилежно трудились, расширяя и восстанавливая полуразрушенные постройки. Воссозданную обитель они посвятили святителю Николаю Чудотворцу.

В 1607 году в Ставрониките вспыхнул пожар, уничтоживший почти все — уцелела лишь часть архивов, — а во второй половине девятнадцатого века случилось еще несколько пожаров, после чего ослабленная стихийными бедствиями община вынуждена была занять крупную сумму, а из долгов ей пришлось выбраться, в последствии, с большим трудом.

Главный собор монастыря назван в честь святителя Николая Чудотворца и является самым маленьким из всех монастырских храмов, как и сам Ставроникита — меньший из всех монастырей. Этот собор был построен в шестнадцатом веке на месте, где раньше стояла церковь в честь Пресвятой Богородицы. Притвор, построенный после 1630 года, расписан Феофаном Критским и его сыном Симеоном. У Ставроникиты имеется еще несколько небольших храмов и часовен, а также тридцать три каливы в селении Капсала.

В монастыре хранится одна примечательная святыня — чудотворная мозаичная икона святителя Николая «Стриедас». После того как настоятель Григорий восстановил монастырь, один рыбак выловил сетью эту икону, к которой приросла крупная устричная раковина. По преданию эта икона была брошена в море иконоборцами в девятом веке и чудесным образом пролежала там невредимой более семисот лет. Из моря ее достали в очень хорошем состоянии, но после того как от нее отделили раковину, на челе святого осталась глубокая кровоточащая язва. Раковину отдали Патриарху, и он сделал из половины этой раковины богослужебное блюдо, предназначенное для богородичной просфоры, а из второй половин — панагию, которую в последствии преподнес в дар Патриарху всея Руси Иову.

В монастыре хранятся мощи святого Иоанна Крестителя, святого Первомученика Стефана, святителя Иоанна Златоуста, святителя Амвросия Медиоланского, святителей Василия Великого и Григория Богослова, Сорока Мучеников Севастийских и фрагмент Животворящего Креста Господня.

Игумен монастыря архимандрит Тихон. Тел.: (30-23770) 23255

От Ставроникиты до Кареи 1ч. 10 мин. пешего хода, до Пантократора – 1 час.

Благодать. Особая благодать Афона, кажется, замирает в стенах Ставроникиты.

Все тихо, мирно, спокойно. Неторопливо течет время, которое местные монахи проводят в непрестанной молитве и служении Богу.

Приложившись святынь и отдохнув в тени монастырских стен, мы продолжили свое продвижение к конечной цели текущего дня – монастырю Ватопед. Следующей остановкой в пути стал Скит Пророка Илии.

Скит Илии Пророка — общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря.

Был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794 гг), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский. В ранней молодости инок Платон принял постриг и был наречен Паисием. Когда, спустя несколько лет, собралось вокруг смиренного Паисия целое братство, он испросил у греческого монастыря Пантократора необитаемую и ветхую келлию, посвященную во имя Пророка Илии. Вскоре на месте этой келлии Паисий основал скит и провел там первые пять лет, заложив прочный фундамент для его дальнейшего процветания.

Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II к 1850 году. Этот трудолюбивый настоятель остроил скит, воздвиг еще один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор. В 1881 году завершилось строительство Соборного храма скита, посвященного Илие Пророку.

 

Среди святынь скита – великолепный артофор (поднос для освященного хлеба). Большой интерес представляет также позолоченный деревянный иконостас скита.

В настоящее время настоятелем скита является архимандрит Иоаким, в скиту подвизаются 15 монахов.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Тихвинская

Список с известной иконы Тихвинской Богоматери, находится в левом киоте Соборного храма. Согласно преданию, 17 февраля 1876 года икона начала источать слезы. Русский царь Александр II, которому стало известно о чудодейственных свойствах иконы, взял ее на фронт Русско-турецкой войны.

Икона Богородицы Млекопитательница

 

Список с известной иконы, привезенной из монастыря Саввы Освященного святителем Саввой Сербским. Икона находится в храме Великомученика Димитрия.

Святыни

Часть Животворящего Креста Господня; левая стопа Апостола Андрея Первозванного; ризы Спасителя и Божьей Матери; частицы мощей Крестителя Господня Иоанна; апостолов: Матфея; Иакова Алфеева; Иакова брата Иоанна Богослова; первомученика Стефана; священномучеников: Игнатия Богоносца; Григория, епископа Великой Армении; Харлампия Модеста; Дионисия Ареопагита; Фоки; Ермолая; Анфима; мощи великомучеников: Феодора Стратилата; Феодора Тирона; Пантелеймона и Артемия; Варвары; Св. Иоанна Милостивого; Софрония, патриарха Иерусалимского; патриарха Цареградского Тарасия; пророка Иеремии; мучеников: Иакова Персиянина; Панкратия; Мины; Антипы; Хрисанфа; Каллиопия; Логгина; Евлампия; Агафангела; Андроника; Кирика; Димитрия и Георгия; частицы Сорока мучеников Севастийских; Анастасия Персиянина; Архидиакона Лаврентия; Акакия и Игнатия Афонских; мучениц: Параскевы; Фотинии; Иулитты.

С улыбкой вспоминается момент, когда встречавший группу монах узнал, что нас возглавляет протоиерей Илия Настевич. Мягко говоря, его удивлению не было предела. И в знак исключительного гостеприимства, он предоставил настоятелю Богоявленского храма в с. Жаворонки возможность лично отворить двери Соборного храма. Батюшка уверенно справился с хитрой конструкцией замка. Наверное, в тот момент  чувствовал помощь небесного покровителя!

Добрая и душевная атмосфера Скита мысленно переносит в Россию.

В этот момент приходит мысль, что русский человек не может не вспоминать о Родине, поскольку связан с ней своею душою, как незримой нитью. Примечательно то, что чудотворные иконы украшены преимущественно боевыми наградами солдат армии Российской Империи, принимавших участие в боях русско-турецкой, а затем и Первой мировой войны. Да! Были люди в это время! Вера и доблесть в крови у русского народа.

Завершив посещение Скита Пророка Илии, по извилистым местным полутропам-полудорогам микроавтобус  повез нас в монастырь Пантократор.

Монастырь Пантократор стоит на скалистом мысу в северо-восточной части полуострова, подобно гигантскому, зависшему над морем маяку и также как Кутлумуш, посвящен Преображению Господню.

Монастырь был основан в четырнадцатом веке двумя знатными византийцами – Иоанном Примикериосом и его братом Алексием. Сначала они подвизались здесь вдвоем в маленькой келии, которая (она также называлась Пантократор), которая потом с помощью Императора Иоанна Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса, выросла до размеров монастыря, впоследствии взяв под свое начало несколько более мелких монастырей, в тои числе монастыри святого Авксентия, святого Димитрия, Христа Спасителя, Фалакру, Факину и Равдуху. Из всех них к данному времени сохранился лишь Равдуху – небольшая келия, стоящая ниже Кутлумуша. В начале монастырь получал средства от византийских правителей, а после падения Константинополя, в пятнадцатом веке, стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай (правители эти были греками по происхождению), а также русских благодетелей, среди которых особо выделяется Императрица Екатерина Великая.

Небольшой по размерам собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Здесь же хранится одна из лучших на Афоне икон Пресвятой Богородицы под названием «Герондисса» («Старица»).

Матерь Божия на этой иконе стоит развернувшись в лево, руки Ее простерты в мольбе. По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься. В другой раз на монастырь напали пираты, сорвали с иконы серебряный оклад, а икону бросили в колодец, но не успели дойти со своей добычей даже до монастырских ворот – в наказание за кощунство их внезапно поразила слепота. Через несколько лет икону нашли в этом колодце невредимой. В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда они приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

В монастыре Пантократор хранятся фрагменты Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого апостола Андрея, святителя Иоанна Златоуста, святителя Афанасия Великого, святителя Иоанна Милостивого и других святых. В библиотеке обители находится Евангелие, принадлежащее прп. Иоанну Кушнику (5 в.)

На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того монастырь владеет пятнадцатью келиями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно Есть», также является собственностью монастыря.

Игумен монастыря архимандрит Виссаирон. Тел.:(30-23770) 23253. Факс:(30-23770) 23685

Расположен в часе ходьбы от монастыря Ставроникиты.

Приложившись к святыням монастыря Пантократор Отец Илия помолился о здравии прихожан Богоявленского храма с. Жаворонки.

Следует рассказать о том, что следующей остановкой на нашем маршруте (конченой для описываемого дня) стало посещение святой обители Ватопед.

Наверное, сложно найти верующего человека в России, который не знал об обители Ватопед и одной из ее чудотворных святынь – Поясе Пресвятой Богородицы.

Для нашей группы посещение Ватопеда должно было ознаменоваться также воссоединением с Павлом, прихожанином Храма в Жаворонках. Вот так получается, что мир тесен, а тропы истины его ведут в Святогорье.

Ватопед — один из крупнейших святогорских монастырей. Он расположен на восточном побережьи полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор. Внешне Ватопед привлекает взор гармонией красок. Нежно-серые свинцовые купола на фоне неба красиво сочетаются со сверкающей на солнце синевой и киноварью отделки окон, дверей и арок над вымощенными дорожками.

Монастырь освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и отмечает свой престольный праздник 25 марта по Юлианскому календарю. Как полагают некоторые, монастырь был возведен на месте храма, построенного в начале четвертого века Императором Константином Великим и разрушен Юлианом отступником. Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь Императором Феодосием (379 — 395). У Императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын Императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашел убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И вот погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность Император воздвиг на этом месте монастырь, который в последствии стали называть Ватопед (вато — куст, педион — ребенок). Потом монастырь был разрушен — вероятно во время многочисленных вторжений — отстроен заново в 676 году, и снова разрушен в 862 году арабскими пиратами.

Ватопед в его нынешнем виде был создан во второй половине десятого века тремя монахами из Адрианополиса: Афанасием, Николаем и Антонием, пришедшими на Святую Гору и ставшими учениками преподобного Афанасия. Через некоторое время он отправил их жить в те места, где сейчас расположен монастырь Ватопед. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времен.

Хотя Ватопед не значится в списке афонских монастырей, составленном в 972 году святым Афанасием, он упомянут в записях от 985 года (то есть, по прошествии всего нескольких лет). Таким образом, время основания монастыря определяется в границах этого периода. Уже спустя столетие монастырь процветал, получая серьезную помощь от Императорского двора династии Комнинов. Ватопед был не просто богатым и привилегированным сам по себе, но даже управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.

Два наиболее известных святых Ватопеда пришли сюда в конце двенадцатого века: иноки Симеон и Савва, отец и сын, сербы царственного происхождения. Ватопед со временем отдал им разрушенный монастырь Хиландар, и они восстановили его, получив средства от сербской знати. Два эти монастыря поддерживали близкие отношения, оказывали друг другу посильную помощь и совместно встречали праздники. Среди прочих известных церковных деятелей, подвизавшихся здесь — святитель Григорий Палама (+1359), преподобный Максим Грек (+1556) и патриарх Геннадий (+1452). Патриарх Геннадий пришел в Ватопед после отречения от Патриаршего престола.

В главном соборе обители, построенном в десятом веке примерно по тому же плану, что и в Великой Лавре, и освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранились фрески македонской школы четырнадцатого века и прекрасная византийская мозаика. На Святой Горе это единственное место, где есть мозаика такого типа. Внутри собора имеется еще пять храмов и часовен: в честь святителя Николая, святого Димитрия, Святой Троицы, Святых Архангелов и Богоматери «Утешение», где по традиции совершается постриг.

Во дворе храма расположена часовня святых Косьмы и Дамиана и часовня Святого Пояса, в которой хранится пояс Пресвятой Богородицы. Пояс этот после Своего Успения Божия Матерь подарила святому апостолу Фоме. Он сделан из верблюжьего волоса и издает чудесное, неземное благоухание. Вначале он хранился во Влахернском монастыре в Константинополе, потом был перенесен в храм Святой Софии, а после вторжения турок, его выкупил Сербский Царь Лазарь I, который и передал его в дар Ватопеду. Пояс разделили на три части (две в настоящее время хранятся в Ватопеде, еще одна – кипрском монастыре Траодитисса), чтобы исключить возможность его потери. На территории монастыря есть еще двенадцать маленьких часовен, библиотека рукописей и богатое хранилище драгоценных церковных предметов. В Ватопеде хранятся мощи святителя Григория Богослова, святого великомученика Харлампия, святого великомученика Пантелеимона, святого протодиакона Стефана, святой Параскевы, святого великомученика Феодора, святого апостола Варфоломея и многих других святых.

Игумен монастыря архимандрит Ефрем. Тел. (30-23770)23219; факс (30-23770)23781

Следует отметить, что прибытие в монастырь Ватопед группы паломников Богоявленского храма в с. Жаворонки совпало с официальным визитом в обитель предстоятеля Кипрской православной церкви.

По этому случаю  было проведено торжественное собрание в многостороннем формате,  совершена Божественная литургия.

 

По приглашению принимающей стороны российские паломники приняли участие в вышеуказанных мероприятиях и были размещены на ночлег.

Так торжественно закончился третий день посещения Святогорья.

 

 

просмотров (745)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.