День четвертый. Маршрут: Хиландар – Зограф — Констамонит – Скит Апостола Андрея Первозванного

 

День четвертый.

Маршрут:  Хиландар – Зограф — Констамонит – Скит Апостола Андрея Первозванного

Четвертый день наша группа встречала в гостеприимном монастыре Ватопед. Величественность этой обители гармонично сочетается с ее безмятежностью. В очередной раз, в повествовании о Святой горе  Афон уместными кажутся слова о том, что в благодати монастырского быта замирает время.

Тем не менее, в соответствии с намеченным планом, нам предстояло добраться до монастыря Хиландар, следуя извилистыми афонскими дорогами. Без надежного транспорта и опытного водителя этот маршрут был бы непреодолимым, но, в очередной раз, благодаря помощи Пресвятой Богородицы и содействию Отца Иосифа, все трудности были преодолены. В этой связи, как не вспомнить девиз нашей поездки: «Христово воинство идет ко Христу»!

После утреннего богослужения и трапезы в Ватопеде, наша группа, разместившись по машинам, направилась в Хиландар.

Путь весьма не легкий: несмотря на кажущуюся близость монастырей Ватопед и Хиландар, дорога по суше занимает не менее 2,5 – 3 часов езды по узкой, сплошь покрытой кочками грунтовой дороге. Местами, ширины дороги едва хватает для проезда небольшого грузовика, причем, в такие моменты, всею своею многовековой красотой открывается великолепие Святогорья.

Одно приключение ждало нас в самой середине пути. Дорога в Хиландар, проходя вдоль морского побережья, в одном месте (возле старой пристани монастыря Зограф) представляет собой галечную насыпь, которая служит искусственной дамбой от морских волн.

Для того, чтобы ее преодолеть нужны хорошая погода, спокойное море и отсутствие других автомобилей на галечной полосе.

Нас ждало серьезное испытание: было весьма влажно, море штормило, да, к тому же, какой-то лесовоз застрял прямо на въезде на галечную косу. Конечно, в душе было некоторое отчаяние от того, что наше путешествие в святую обитель Хиландар завершится на полпути. Однако, как часто бывает в таких случаях, на помощь приходят Силы Небесные. Удивительным образом наш транспорт смог взобраться на галечную косу и медленно преодолел ее. После такого подвиг понадобилась остановка, чтобы  перевести дух.

 

И, самое главное, путь на Хиландар был теперь открыт, что вызвало в нас воодушевление.

Хиландар встретил нас привычной тишиной и умиротворением, привычным Святогорью.

Сербский монастырь Хиландар посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и отмечает свой престольный праздник 21 ноября по Юлианскому календарю. Этот монастырь расположен севернее всех святогорских обителей, в тридцати минутах ходьбы от западного побережья полуострова. Путь от моря лежит через невысокие, густо поросшие лесом холмы.

 

Считается, что название свое монастырь получил от имени основателя древней монашеской общины, располагавшейся на этом месте. В одном документе десятого века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар». По мнению других, монастырь называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте – «шаланда»).

Основателями монастыря были сербские правители ХII века Стефан Неманья и его сын Растко. Раско наследовал престол после двоих старших братьев, однако предпочел монашескую келью царским палатам и, тайно покинув дворец, бежал на Афон, где и принял постриг в Солунском монастыре с именем Савва. Через несколько лет Савва перешел в монастырь Ватопед и там к нему присоединился родной отец. Разделяя устремления сына, Стефан I отрекся от престола и принял постриг в сербском монастыре Студеница, а потом появился в Ватопеде уже как простой инок с именем Симеон. В 1198 году Ватопедский монастырь отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом Императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново. Инок Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице. Со временем Савва стал архиепископом Сербским, духовным отцом своего народа. Скончался он в 1237 году в болгарском городе Тырново. Владыка Савва является одним из величайших святых Сербии. Через два года после смерти тело святителя перезахоронили в сербском монастыре Милешево. В конце пятнадцатого века Сербию завоевали турки. В 1595 году в Сербии вспыхнуло восстание, известное под названием «Восстание святого Саввы». В качестве акта возмездия командующий турецкими силами в Белграде по имени Синан Паша перевез мощи святителя Саввы в Белград и предал их публичному сожжению.

Потеря святых мощей – это всегда трагедия, поэтому, когда в 1204 году сын перенес мощи преподобного Симеона из Хиландарского монастыря, братия безуспешно скорбела. Однако преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но в замен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после этого, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, которая с тех пор растет виноград. Этот виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. Сейчас лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.

 

Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Хиландар, подобно благодатному древу, постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Переводы святоотеческой и другой духовной литературы с греческого языка на славянский, осуществлявшийся в стенах этого монастыря, служил основным источником духовного просвещения Сербии.

В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской Империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкой оккупации. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз Прот избирался из числа его братии. Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в семнадцатом веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому Патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских субъектов Оттоманской империи. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался и в конце восемнадцатого века Хиландар уже был преимущественно болгарским. Сербская церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году Царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Кроме того, Царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.

В соборном монастыре, посвященном Введению во Храм Пресвятой Богородицы, хранится чудотворная икона «Троеручица». Изначально она взята из кельи преподобного Саввы Освященного в Палестине. Икона получила столь необычное название после следующего чудесного события в жизни преподобного Иоанна Дамаскина. Служа при дворе калифа в городе Дамаске, он был несправедливо обвинен в заговоре с намерением сдать город врагам. В наказание калиф приказал отрубить ему руку. Всю ночь Иоанн молился перед иконой Богородицы, и отрубленная рука чудесным образом приросла к запястью. В благодарность Иоанн заказал мастерам серебряную руку и подвесил ее к иконе. Потом, став иноком монастыря преподобного Саввы, он взял икону с собой. В тринадцатом веке братия монастыря подарила эту икону святителю Савве Сербскому.

Помимо собора в Хиландаре есть еще тринадцать маленьких церквей и часовен. К монастырю приписаны также пятнадцать келий и одно подворье. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием славянских рукописей. Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудий страстей Господних, частицы Истинного Креста Господня, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, великомучениц Варвары и Екатерины и многих других святых.

Основатель монастыря Хиландар святой Савва Сербский, умирая, оставил братии монастыря Типикон, который так и называется «Типик Саввы Сербского», Устав, согласно которому, игумен монастыря не должен выбираться ни когда, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная – Игумения Святой Горы. К сожалению, в конце ХХ века Типик Саввы Сербского был упразднен, что привело к уходу из монастыря части братии. А в 2004 году в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем, пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии.

Насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Игумен монастыря архимандрит Моисей

Почтовый адрес монастыря: Monastery Hilandar 63086 Karyes Mount Athos, Greece

Тел: (30-23770)23797.факс: (30-23770)23494

В настоящее время в обители ведутся масштабные восстановительные работы. Сербские монахи монастыря крайне радушно встретили паломников из России, показали и позволили отведать воды из святого источника, поклониться главным святыням монастыря и передали Отцу Илье частицы животворящей лозы святого преподобного Симеона Мироточивого для прихожан Богоявленского храма в с. Жаворонки, молящихся о даровании чада.

С согласия братии Хиландарского монастыря, Отец Илия совершил молитву о здравии наших прихожан.

Было тяжело покидать обитель Хиландар, поскольку в душе сильно было чувство близости этого места.

Далее наш путь вел в монастырь Зограф.

Монастырь Зограф стоит среди высоких деревьев у подножия лесистого холма, поднимающегося от западного побережья полуострова, в часе ходьбы от причала. Монастырь посвящен святому великомученику Георгию и отмечает свой престольный праздник 23 апреля по Юлианскому календарю.

Зограф был основан во времена царствования Императора Льва Мудрого (886 — 912) тремя братьями, болгарами из Охрида, расположенного ныне между бывшей Югославией и Албанией.

Братья — иноки Моисей Аарон и Иоанн, никак не могли придти к согласию по поводу названия монастырского храма. Один хотел освятить его в честь Пресвятой Девы, второй — святителя Николая, третий — святого Георгия Победоносца. Чтобы решить этот вопрос, они положили на алтарь чистую иконную доску и договорились посвятить храм тому святому, чей образ появится на ней. Они служили всенощное бдение, молясь об исполнении воли Божией и, взглянув после этого на икону, увидели на ней изображение святого Георгия.

Это чудо, однако же, не ограничилось пространством Святой Горы. В тот же час на Святой Земле в монастыре Фануэль, недалеко от Лидды, где родился святой великомученик Георгий, братия, преклонив колена для молитвы перед образом святого Георгия, вдруг увидели как святой сошел с иконы и исчез. Вскоре настоятелю приснился святой Георгий и сказал, что исчезнувший образ теперь отпечатался на доске в одном афонском монастыре. Многие из братии отправились туда и пройдя пешком всю Палестину и Малую Азию, прибыли в Зограф, где и обнаружили изображение ранее бывшее на их иконе. Они остались на Святой Горе, избежав плачевной участи, которая могла бы их постигнуть несколько десятилетий спустя при разрушении Палестины безумным калифом Хакимом (996 — 1021 гг.).

После столь чудесного обретения имени, монастырь назвали Зограф («Художник»). Под левым глазом святого Георгия, на ланите, виден кончик пальца епископа Водеи, который, не поверив рассказу об этом чуде, пренебрежительно постучал по иконе пальцем. Кончик его пальца навсегда остался на иконе.

Монастырь Зограф упомянут еще в первом афонском типиконе 971 года. Говорится в нем и об игумене по имени Георгий. Записи последующих трех столетий сгорели при пожаре, а в документах тринадцатого века есть сведения о присутствии в монастыре болгарских иноков.

По странному стечению обстоятельств, Император Михаил Палеолог, щедро изливавший свои милости на Зограф в конце тринадцатого века, несколькими годами позже вместе с Патриархом Иоанном Веком прилагал все усилия, чтобы принудить насельников Святой Горы принять унию с Римом. 11 октября 1276 года двадцать шесть здешних иноков, отказавшихся подчиниться, заживо были сожжены в монастырской башне. Насельники Протата и Ватопеда так же были перебиты радетелями «единства Церкви».

Монастырь знавал то благополучные времена, то трудные. Это длилось до конца первого десятилетия XIX века, когда в Зографе начался период относительного процветания и обширного строительства. В 1845 году болгары получили официальное подтверждение своего освященного традицией преимущества в правах владения монастырем и до сих пор монастырь считается болгарским, хотя болгарских иноков там осталось совсем немного.

Собор монастыря был возведен в 1845 году и посвящен святому великомученику Георгию. Помимо собора здесь есть шестнадцать менее крупных храмов и часовен — восемь в самом монастыре и восемь за его пределами, в кафисмах и келиях. Особо почитаемые святыни монастыря — три большие иконы святого Георгия Победоносца.

В монастыре так же хранятся две прославленные иконы Богородицы — «Акафистная» и «Епакууса» («Отвечающая на молитвы»). С первой связано следующее предание: в одном из скитов Зогрофа жил старенький монах, который непрестанно читал Акафист Богородице. И вот однажды он через эту икону получил от Матери Божией предупреждение о приближении войск Патриарха Иоанна Векка, который был намерен заставить иноков подчиниться Риму. Он услышал, как Она сказала: «Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли». Старый монах сказал все, как ему было велено, и бесстрашных иноков, не пожелавших покинуть монастырь, войска Патриарха сожгли.

История второй иконы «Епакууса», связанно с именем некоего инока по имени Косьма, который просил в молитвах Богородицу указать наилучший путь спасения для его души. Однажды он услышал исходящий от иконы голос — Матерь Божия повелела ему уйти из этого монастыря и стать отшельником.

В монастыре имеются частицы древа Животворящего Креста Господня, мощей святого апостола Андрея, Святого первомученика Стефана, великомученика Георгия, священномученика Игнатия Богоносца, Святителя Афанасия Великого, святителя Евтихия, мученика Никиты, священномученика Харалампия, святого Нестора и преподобной Матроны Хиосской.

Игумен монастыря архимандрит Амвросий. Тел.:(30-23770) 23247

От Зографа до Хиландара два с половиной часа хода, до Констамонита — 1 ч. 30 мин.

Последней остановкой на пути следования в Карею, стал монастырь Констамонит.

Монастырь Констамонит стоит в лесу, в получасе ходьбы от порта на северо-восточной стороне горы, между Зографом и Дохиаром. Этот монастырь посвящен святому первомученику Стефану и отмечает свой престольный праздник 27 декабря по Юлианскому календарю.

Согласно раннему преданию, основателем монастыря был Император Константин Великий. После кончины Императора, его сын Констанс завершил начатое отцом дело. Возможно, Констамонит задуман как Епископейя — небольшой монастырь, в котором размещалась резиденция местного епископа и катехизаторский центр для греков, обращавшихся в Христианство. По некоторым сведениям, до прихода монахов на полуострове построили много таких зданий. Первое упоминание о монастыре содержится в документах одиннадцатого века, однако в целом о его истории вплоть до пятнадцатого столетия (когда он был сожжен каталонскими наемниками) мало что известно. Это был уже второй пожар в Костамоните — первый случился в 1378 году, в эпоху униатских гонений.

В более поздние времена этому монастырю помогал правитель Сербии Георгий Бранкович (дочь которого Кира Маара вышла замуж за султана Мурада II, покорителя Салоник), а также Сербская Царевна Анна. Она дарила деньги и недвижимое имущество, и это помогло Костамониту выжить в трудные годы, но, как и прочие монастыри, он со временем оказался не способен требуемые туркам налоги, и к середине семнадцатого века здесь осталось всего шесть монахов. Возрождение монастыря началось на заре девятнадцатого века. Это произошло благодаря энергичным усилиям настоятеля Хризостома, руководившего руководившего восстановительными работами. По странному капризу истории, настоятеля Хризостома снабжала средствами Кира Василики, христианка, жена печально известного Али Паши, чьи войска войска свирепствовали в Метеоре. Она давала монастырю большие суммы денег во время его визитов в Янину. На эти пожертвования было восстановлено южное крыло монастырского здания. Она подарила монастырю Евангелие в серебряном окладе, украшенное финифтью, которое до сих пор хранится в алтаре. В дальнейшем благодетели из России пожертвовали деньги на восстановление всего монастыря.

Собор, посвященный святому Стефану, был возведен в 1860 — 1871 годах. В нем разместились еще четыре храма. За монастырскими воротами стоят еще пять небольших храмов и часовен. Кроме того у Констамонита есть келии в Карее. В монастыре имеются три чудотворных иконы — Богородица «Портаитисса», с которой связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872-76 годах ездил в Россию собирать пожертвования; вторая икона — образ святого Стефана, чудесным образом прибывшая в монастырь из Иерусалима в эпоху иконоборческих гонений; третья икона — Богородица «Антифонетрия» («Дающая ответ»). Иноки рассказывают, что однажды, в праздник святого Стефана, брат, отвечающий за кладовые, с беспокойством заметил, что в монастыре почти не осталось масла. Матерь Божия откликнулась на его просьбу и наполнила маслом большой кувшин, стоявший под Ее иконой. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам.

В Костамоните хранятся мощи святого Андрея Первозванного, святого Первомученика Стефана, святого Императора Константина Великого, священномученика Власия Севастийского, святого Артемия, святого Аглайя и многих других святых.

В данное время в монастыре подвизается сорок иноков.

Игумен монастыря архимандрит Агафон. Тел: (30-23770)23 228

От Констамонита до Дохиара 1 час 20 минут пешком хода.

 

Уже под вечер прибыли мы в гостеприимный Скит Апостола Андрея Первозванного. В душе царила удивительная радость от пройденного пути.

 

Так завершился наш четвертый день паломнической поездки.

просмотров (816)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.