Правила поведения в храме

«Вся же благообразно и по чину да бывают».

 Коринфянам ап.Павла 14,40

Церковь — место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью.

Молиться Богу можно везде. Но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в церкви «единеми усты и единем сердцем» скорее доходит до Бога.

По дороге в храм повторяй молитву смиренного мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18, 13), молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго», или пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» …

Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).

Входя в храм, сотвори три поясных поклона с крестным знамением, произнося:

«Создавый мя Господи, Помилуй мя.

Боже, милостив Буди мне, грешному.

Без числа согреших, Господи, прости мя.»

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, —если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после на правое и на левое плечи —для освящения наших сил телесных.

«Крест не просто пальцами должно изображать, но должны ему предшествовать сердечное расположение и сердечная вера» (св. Иоанн Златоуст).

В храм нужно приходить к самому началу богослужения. Если началась служба, стань на определенное место и сосредоточенно слушай чтения и песнопения. Не следует здороваться со знакомыми за руку, —молчаливым поклоном приветствуй их, не разговаривай и не переходи с места на место во время богослужения. Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.

Войдя в храм, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” — это наша малая лепта — жертва Церкви. Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

Прежде чем приложиться к иконе, принято положить пред нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон.

В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю. Сидеть можно по немощи или болезни, когда не совершаются главные священнодействия.

В храме по обычаю мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины в левой.  В храм надо приходить в скромной, несоблазнительной одежде. Женщины должны быть с покрытой головой (1 Кор. 11,5), на лице не должно быть никакой косметики. Одежда должна быть с длинными рукавами, юбка — приличной длины  — ибо Господь зрит не на лица, а на сердца людей.. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки). Христианин должен всегда носить на себе нательный крест.

Приучай детей ходить в храм (Мф. 19, 14), учи их молиться и вести себя в храме благоговейно.

В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочестие, мешая общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за того, кто досаждает тебе и другим своим поведением.

Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. При всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе”. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.

Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.

При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых — в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в косу власов.

Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”

Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:

при выходе священника с кадилом,

при чтении Шестопсалмия,

при выносе Евангелия и во время его чтения,

при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни…»

при пении Символа веры и “Отче наш”,

при выносе Святой Чаши (Потира).

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним Богослужением и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

Перед Причащением руки сложи крестообразно (правую на левую). Подходи к Чаше с великим благоговением и старом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причастия выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы.

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» — все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!» В первом случае мы поклоняемся перед Святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия, а во втором благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией.

По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум.

просмотров (145)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.