Экскурсионно-паломническая поездка учащихся воскресной школы в Покровский Хотьковский женский монастырь и музей-заповедник «Абрамцево»

10 октября учащиеся средней группы воскресной школы Богоявленского храма с. Жаворонки совершили паломничество в Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

This slideshow requires JavaScript.

Эту поездку долго ждали и, вот, чудесным образом юные паломники смогли поклониться святым мощам преподобных Кирилла и Марии накануне дня их памяти. Для ребят была организована экскурсия по монастырю, в которой экскурсовод познакомила с краткой историей обители, рассказала о современном дне монастыря.

Но на этом поездка не закончилась. Из монастыря дети отправились в музей-заповедник «Абрамцево». Здесь ребята с экскурсией посетили усадебный дом, погуляли по территории усадьбы.

В с. XIX в. Усадьбу приобретает писатель С.Т. Аксаков, («Записки об уженье рыбы» , «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек») . В 1870 г. Известный меценат С. И. Мамонтов приобрел у дочери С. Т. Аксакова усадьбу Абрамцево. Деньги от продажи имения пошли на благоустройство больницы для бедных.

Дом Мамонтовых  начали посещать представители творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман и др. В 1872 г., скульптор М. М. Антокольский, художник В. Д. Поленов  и историк искусства А. В. Праховым. , И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.

Участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883) и «Не ждали» (1884–1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881–1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи.

Особого внимания заслуживает Церковь Спаса Нерукотворного, построенная по проекту М.В. Васнецова. Абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна. Церковь, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дети Мамонтовых Алексей и Вера, Елизавета Григорьевна Мамонтова,  внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и сам меценат-Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

Храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.

Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель.  Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

Впечатление от посещения этого удивительного места дополнила «Избушка на курьих ножках» — беседка по проекту В. М. Васнецова. К сожалению, из-за длинной дороги и погоды не удалось ребятам вдоволь погулять по территории, и теперь сюда хочется еще не раз вернуться. Но на память у ребят остались керамические тарелочки, которые они расписали на мастер-классе. На тарелочках удивительным образом ожили сказочные персонажи: Змей Горыныч, кот ученый, Сова, распустились живописные цветы.

 

просмотров (62)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.